Превентивный удар по захватчику
(опубликовано в Нижегородском деловом журнале «Деловая неделя», 2003, № 10)
Попытка захвата ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» привела к обострению интереса предпринимателей к вопросам защиты своей собственности и росту спроса на соответствующие консалтинговые услуги. Для удовлетворения этого спроса Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей и несколькими наиболее активными её членами создана автономная некоммерческая организация «Нижегородский Центр исследования рыночной среды и корпоративных отношений».
На вопросы корреспондента отвечает директор Центра, кандидат экономических наук, доцент Игорь Колтунов.
Игорь Владимирович, у нас в регионе так много попыток захватов предприятий, что возникла необходимость создавать Центр?
Мы считаем, что необходимо работать на упреждение. Хорошо, что у Николая Николаевича Нестерова оказались огромные финансовые возможности, административный ресурс, он привлёк самых квалифицированных юристов Нижнего Новгорода и сумел отбить атаку. Но чего ему это стоило? Сам Николай Николаевич, когда ему задали этот вопрос на региональной конференции по проблемам финансовых рынков, сказал, что ему эта борьба обошлась в несколько сотен тысяч долларов. Подобных ситуаций нельзя допускать. Нужно проводить превентивные мероприятия, которые пусть и не полностью ликвидировали бы возможность захвата, но хотя бы резко снизили риски.
Первое – корпоративный аудит. Это проверка деятельности органов управления, а также документов, утверждённых этими органами (в том числе учредительных). Мы анализируем те решения, которые принимались, на предмет их соответствия законодательству за период с момента проведения приватизации (примерно 10 лет). Дело в том, что, как правило, опыта на тот момент ни у кого не было, и допускалось очень много процедурных и управленческих ошибок. А эти ошибки являются тем слабым звеном, за которое может ухватиться потенциальный захватчик.
Например, во многих акционерных обществах контрольный пакет акций консолидирован у высшего менеджмента. Делалось это разными путями: через скупку акций на баланс с последующим распределением среди руководства; через создание дочерних фирм, на которые акции скупались и потом распределялись, и так далее. Всё это – законные способы. Но каждый из них требует соблюдения определённых процедур по принятию решений и их реализации. И очень часто, как свидетельствует мой опыт проверок различных компаний, здесь допускались нарушения. А это значит, что потенциальный агрессор, купив небольшой пакет акций и выявив нарушения, может подать в суд для признания незаконной существующей структуры акционерного капитала. Поэтому и нужно всё заранее проверить, нарушения найти и попытаться их устранить.
Но корпоративный аудит – это только первый этап. После его проведения мы предлагаем заказчикам принять новую редакцию устава АО. Казалось бы, что может дать принятие новой редакции устава? Есть Федеральный закон «Об акционерных обществах», в котором всё написано. Но в нём содержится 69 диспозитивных норм, которые позволяют субъектам правоотношений самим решать, как себя вести. Простой пример: избрание генерального директора может осуществляться общим собранием акционеров, а может, если это записано в уставе, Советом директоров. Проанализировав эти 69 диспозитивных норм, нам удалось выработать подходы к разработке таких уставов, которые минимизируют возможности агрессивных захватов.
Существует ещё один продукт, который разработал и начал внедрять наш Центр. Какова типичная ситуация во многих АО? Есть консолидированный пакет акций, который сосредоточен в руках высшего менеджмента. Пять или девять человек могут иметь даже не просто контрольный пакет, а часто и квалифицированное большинство голосов на общем собрании акционеров. И вроде бы всё нормально – единая команда. Но все они опасаются, что придёт завтра некий олигарх, двоих – троих из них купит, разорвёт пакет, и контроль уйдёт. Примеры подобного развития событий неоднократно наблюдались и в нашей области.
У нас разработана технология «цементирования» или «связывания» консолидированного пакета акций. Причём, есть разные варианты. В некоторых случаях нам говорят: «У нас есть определённая расстановка сил. У директора (условно говоря) – 20% акций, у главбуха – 18%, у главного инженера – 15% и так далее. Вместе 70%. Мы хотим, чтобы эта расстановка сил не менялась». В этом случае мы так цементируем этот пакет, чтобы изменить соотношение сил внутри этой группы было теоретически возможно, но практически очень сложно. Есть и другие варианты, когда сохраняется возможность перераспределять пакеты внутри консолидированной группы.
Но ведь люди смертны?
Разумеется, но при проведении «защитных» мероприятий мы закладываем для акционеров определённые механизмы по передаче их пакетов акций детям, соблюдая при этом интересы основных партнёров. У меня в практике уже было два прямо противоположных случая. В одном из них акционеры сказали: «Мы пока не хотим, чтобы легко было наследовать акции». А другие заявили: «Нет, нам нужно, чтобы наследники становились участниками бизнеса». Когда мы начинаем эту работу, то подробно разъясняем возможные последствия.
Председателем Совета вашего Центра является руководитель Нижегородского территориального управления МАП Геннадий Гудков. Насколько это законно, не противоречит ли участие в управлении вашей организацией чиновника такого уровня самому её названию: «Центр исследования рыночной среды»?
По закону государственные служащие не имеют права входить в органы управления коммерческих организаций, а у нас организация некоммерческая. Помимо своей основной работы госслужащие имеют право заниматься творческой, педагогической и научно-исследовательской деятельностью. Одно из направлений нашего Центра – это исследование рынков. В силу нашего профиля, мы имеем право и будем привлекать наиболее квалифицированных сотрудников государственной службы. Анализ состояния конкурентной среды – это та сфера деятельности, где мы тесно взаимодействуем с антимонопольным управлением, получая от них информацию, которая, особо хочу подчеркнуть, не является коммерческой тайной – она совершенно открытая и официальная. Но любую информацию нужно обрабатывать, систематизировать, превращать в рыночный продукт. Только тогда она полезна.
Но исследование рынков на этом не заканчивается. Мы начали изучение предпринимателей региона на их аффилированность, вхождение в группы лиц. Это может быть интересно, к примеру, банкирам, которые, предоставляя кредиты, всегда собирают информацию о клиентах, и не только об их финансовом положении (это понятно), но и об их связях с другими фирмами. Ведь чего греха таить, известны случаи, когда полученный кредит потом оказывается в другом месте, и вернуть его бывает достаточно сложно.
Интервью брал журналист Валерий Браун.
Веруться в раздел "Публикации"
Перейти в раздел "Корпоративное управление"
|
|
|
|