О бизнесе, рисках и профессионализме
(опубликовано в Деловом журнале «Бизнес Клуб», сентябрь 2010, № 6)
Ещё в 1738 году швейцарский математик Даниил Бернулли дополнил теорию вероятностей методом полезности или привлекательности исхода событий. Идея состоит в том, что в процессе принятия решений люди больше внимания уделяют размеру последствий наступившего события, нежели вероятности наступления события. Бизнес подвержен рискам. Причём самым различным: объективным, субъективным, репутационным, финансовым, юридическим, лингвистическим, экологическим и многим другим. Неприятности могут возникать в самых безобидных, на первый взгляд, ситуациях. Для их предотвращения или минимизации существует целое направление: риск-менеджмент.
Игорь Колтунов, директор Консалтинговой фирмы «Колтунов и партнёры», член Ассоциации независимых директоров (Москва), президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов, уверен, что нестандартные решения минимизируют риски даже в стандартных ситуациях.
Оценить на старте
Специалистом по риск-менеджменту я не являюсь. Но в корпоративном управлении, которым профессионально занимаюсь, с рисками приходится постоянно иметь дело. И немудрено, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ « … предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли». Без риска предпринимательской деятельности по определению быть не может. Поэтому и стоит говорить не об устранении рисков, а только об их минимизации.
Очень важно произвести оценку уже на старте. Потом всё обойдётся гораздо дороже. Обычно бизнес начинается с того, что собираются несколько человек: у них есть идея, которую они хотят реализовать. Они создают фирму – юридическое лицо. И уже при этом могут быть заложены серьёзные риски.
Не становитесь жертвами стандартов
Как правило, новоявленные бизнесмены приходят в первую попавшуюся юридическую контору и там специально для них за несколько тысяч рублей в типовой устав вбивают название фирмы, её адрес, виды деятельности и размер уставного капитала. В договоре об учреждении – данные об учредителях. Всё.
Когда же появляется первая прибыль, выясняется, что учредители многое понимают по-разному. Одни хотят получить свою часть дивидендов, а другие большинством голосов принимают решение об инвестировании прибыли в развитие.
На старте легко ошибиться с оценкой вклада каждого партнёра. Очень часто забывают о том, что при создании фирмы целесообразно учесть не только денежный вклад, но и оценить передаваемые права, нематериальные активы. Например, учредители могут внести одинаковые денежные вклады в уставный капитал. Но один ограничивается только этим, а другой находит производственный участок, который можно взять в аренду по хорошей цене, и договаривается о крупном заказе. Потом говорит – извините, но я вот сколько сделал. Только его заслуги никак не закреплены на бумаге. Получается, что прав у него столько же, сколько и у партнёра.
О подобных рисках на старте, как правило, просто не задумываются. Многие до наступления первого корпоративного конфликта даже не представляют, что есть такое понятие как эксклюзивный устав фирмы.
Эксклюзивный устав отличается от устава типового точно так же, как автомобиль, собранный под заказ, от серийного. «Тойота Камри», «Хонда Аккорд», «Ниссан Тиана», «Форд Мондео» – хорошие автомобили бизнес-класса конвейерной сборки. А есть «Роллс-Ройс» или «Бентли», где сборка ручная и каждый винтик согласован с покупателем. В эксклюзивном уставе в отличие от типового учтены состав, соотношение сил и особенности взаимоотношения учредителей, перспективы развития фирмы, детализирован процесс принятия решений, заложены элементы корпоративной безопасности.
Случай из практики консалтинга
Одно нижегородское торговое предприятие владело несколькими магазинами. Крупная сетевая компания предложила ему перейти под свой бренд на достаточно выгодных началах. По условиям договора при создании совместного ООО нижегородская сторона должна была оплатить долю в уставном капитале своими магазинами. Их рыночную стоимость оценил независимый оценщик, которому доверяли обе стороны. Стоимость магазинов принималась за 40% – это вклад нижегородской стороны в уставный капитал новой фирмы. А 60% «сетевиков» – инвестиции в виде денежных средств, а также технологии продаж, которые тоже оценивались. Всё по-честному. Но …
В типовом уставе написано, что владелец контрольного пакета самостоятельно определяет кандидатуру генерального директора с полномочиями, которые ему дают Гражданский кодекс и Федеральный закон «Об ООО». Значит, «сетевики» могут поставить своего человека, который в дальнейшем сможет путём совершения неких корпоративных процедур вывести всё ликвидное имущество из новой компании в подставные фирмы. И тогда нижегородская сторона теряет всё.
В процессе переговоров я предложил сторонам «хитрый» устав. Во-первых, мы ограничили в уставе полномочия генерального директора по распоряжению имуществом и совершению сделок так, чтобы без согласования с собственниками нельзя было самостоятельно покупать, продавать или закладывать недвижимость, распоряжаться интеллектуальной собственностью.
Во вторых, в ФЗ «Об ООО» есть интересная норма о возможности наделения участников дополнительными правами. Я предложил наделить нижегородскую сторону дополнительным правом приостанавливать полномочия генерального директора. То есть если возникают сомнения, то полномочия единоличного исполнительного органа приостанавливаются, назначается временный исполнительный орган, затем созывается общее собрание участников, где владелец контрольного пакета определяет кандидатуру нового директора.
Таким образом при помощи корпоративных процедур были минимизированы риски возникновения возможного корпоративного конфликта.
Не надейтесь на авось
Есть потенциально «рисковые» отрасли. Простой пример: сельское хозяйство. Объективные события – жара, засуха и пожары этого лета – привели к гибели урожая и поставили многих сельхозпроизводителей на грань разорения. В то же время крайне редко в СМИ проскальзывала информация о сельхозпредприятиях, которые застраховали бы свой урожай. А страховые компании для того и существуют, чтобы смягчить потери.
В крупном бизнесе, как правило, по-другому. Например, прошла информация, что страховая компания РОСНО выплатила огромную страховку «Русгидро» после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.
К категории рискованных инвестиций по определению относятся инвестиции в различные инновационные проекты, связанные с наукой, новыми разработками, новыми технологиями. Аналогичная ситуация и на финансовых рынках. Здесь в полной мере действует принцип, о котором сказал ещё Михайло Ломоносов: «Если где-то прибыло, то в другом месте ровно столько же убыло». Если кто-то на финансовом рынке выиграл, значит ровно столько же кто-то проиграл. Конечно, многое зависит от опыта. Тем не менее на финансовом рынке риски тоже хеджируют. Некоторые инвестиционные компании даже в условиях кризиса остаются с прибылью, зарабатывая как на растущем, так и на падающем рынке.
Есть риски ещё более обыденные – лингвистические, информационные, налоговые, – с которыми приходится сталкиваться чаще. Снизить их помогают профессиональные консультанты. В конечном счёте то, что бизнесмен заплатит эксперту, консультанту, аудитору, будет несопоставимо меньше, чем возможные потери при наступлении «рискового» случая.
Не рискуйте репутацией и читайте законы
В консультационном бизнесе самый главный риск – репутационный. Несколько лет назад, когда я проводил ребрендинг своего бизнеса, мне довелось участвовать в Днях Швеции в Москве. Во время «круглого стола» я спросил у директора крупнейшей шведской брендинговой компании (они разрабатывали бренд Nokia), что такое бренд для консалтинговой фирмы. Он ответил, что для небольшой консалтинговой фирмы бренд – это имена работающих там специалистов. Недаром многие консалтинговые компании имеют в названии фамилию учредителя. Потеря репутации для них – это потеря бизнеса. Стоит один раз обмануть клиента, повести себя с ним непорядочно (ошибку может любой допустить – это все понимают), и ставь крест на дальнейшей работе.
Если говорить о крупных компаниях, то самый наглядный пример репутациооного риска – наша автомобильная отрасль. За последние десятилетия создана устойчивая неприязнь значительной части населения к автомобилям отечественного производства. Даже если сейчас разработают хороший автомобиль и будут его хорошо делать, вывести его на рынок и завоевать своего покупателя будет крайне сложно. Репутация фактически потеряна.
Юридические риски также всегда влияли и будут влиять на бизнес. Один выдающийся человек сказал: если не знаешь, как поступить, – поступай по закону. Конечно, законы бывают разные, законодательство подчас несовершенно. Но в том-то и заключается высший пилотаж, чтобы сделать так, как тебе выгодно, и при этом не нарушить закон.
Читайте законы и будьте профессионалами!
Записал Сергей Луговой. |